На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Что делать, если ребёнку не нравится учиться?

Сегодня с утра прочитал пост про проблемы домашнего задания. И подумал, вот пишу на эту тему на куче ресурсов, "а мужики то и не знают". Да и в моём блоге нет единого поста где-бы кратко сводились советы, чем можно помочь. Собирался пойти покататься на лыжах, но вошёл в состояние "потока" и решил таки сделать этот пост.


Для начала вкратце о том, в чём состоит проблема. Ребёнок тратит много времени на выполнение домашних заданий, в разы больше, чем дети многих так называемых "развитых" стран. Например, финские и корейские дети тратят в среднем 3 часа в неделю на домашнюю самоподготовку.

По данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и ряд других стран)
По данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и ряд других стран)

Да-да, это те самые фины, к которым ездят учителя из других стран перенимать прогрессивный опыт школьного образования. И да, это те самые корейцы, высокотехнологичной продукцией которых пользуется весь мир. Хотя на счёт Кореи противоречивые сведения. По другому источнику корейские дети перегружены поболее других.Или вот сравнение по времени, затрачиваемого на домашние задания российскими и американскими школьниками.

По данным сайта mel.fm
По данным сайта mel.fm

Тут у вдумчивого читателя закрадется мысль: "Так может дело то не в количестве часов корпения над тетрадями и учебниками?". На что отвечу: "Бинго!". В отличии от Гермионы Грейнджер нам навряд ли светит перспектива получить в Хогвартсе "Маховик времени", дабы больше времени тратить на зубрежку и при этом успевать отдыхать. В сутках только 24 часа. 

"Маховик времени" Гермионы Грейнджер

Подход у развитых стран к учёбе можно озаглавить так:  "Учись меньше, но лучше". Тут важна именно эффективность учёбы, которую можно выразить как количество знаний получаемых в единицу времени.

Повышению эффективности самодподготовки и будет посвящён данный пост. Не думайте, что я забыл тему поста, про интерес к учёбе мы тоже поговорим. Тем кому не терпится узнать секреты, можете перейти сразу в конец поста, а остальных я ещё немножко помучаю статистическими данными.

В России Министерство образования рекомендует следовать нормам СанПина, действующего с 2011 года:

— у первоклашек домашних заданий вообще не должно быть;— во втором и третьем классах не более 1,5 часов в день;

— в четвёртом и пятом классах не более 2 часов в день;

— с шестого по восьмой до 2,5 часов в день;

— с девятого и до окончания школы не свыше 3,5 часов в день. 

Для сравнения в США используются рекомендации, носящие название «правило 10 минут», одобренные Американской национальной ассоциацией образования и Американской национальной ассоциацией родителей и учителей (PTA). Первоклашки должны тратить на уроки не больше 10 минут в день. С каждым годом время увеличивается на 10 минут. Во втором классе 20 минут, в шестом — 1 час. К 12-му, выпускному классу, американские школьники должны заниматься дома до двух часов в день.

Считается, что в Сингапуре живут самые интеллектуально развитые старшеклассники, так как страна занимает первое место по успеваемости школьников. Однако и трудятся они для достижения таких результатов немало, тратя по 10-12 часов в неделю на выполнение домашних заданий. 

Про Финляндию уже упоминал в начале поста, немного подробнее о них.  Финские дети получают не больше 3 часов домашней работы в неделю, потому что финские педагоги считают, что после занятий дети должны отдыхать, гулять и заниматься спортом. С их точки зрения это в сто раз полезнее развития детей, чем корпение вечерами за учебниками.В финских школах нет не только домашних заданий, но и экзаменов. По окончании общеобразовательной школы детям предлагают сдать тест, который ни на что не влияет. Работает ли такой подход? Тут достаточно вспомнить был ли у вас когда-нибудь сотовый телефон Nokia, шины Nokian, а может быть вы кушали масло Valio. А уж про уровень жизнь в самой стране, думаю, итак все знают . Вот вам и ответ.

Коста-Рика - райский уголок Земли, расположенный между двумя океанами, опережает все остальные страны по индексу счастья. В Коста-Рике 98% населения от 15 до 24 лет умеют читать и писать. Правительство Коста-Рики почти не расходует государственные деньги на вооружение и выделяет рекордные 8% от внутреннего валового продукта страны на образование. В России, для сравнения, это 3,8% от внутреннего валового продукта страны. При этом учатся дети в школе по 3 часа в день и не более 1-1,5 часа тратят на "домашку".

В Японии, стране трудоголиков и качественной электроники, в начальной школе детей не нагружают уроками. Домашней работы минимум и на неё уходит не более 3 часов в неделю. Тем не менее в средней и старшей школе количество домашних заданий существенно увеличивается, и к окончанию учёбы почти всё время дети тратят на учёбу. После уроков большинство школьников отправляются на gakudo (аналог нашей "продлёнки"), где немного отдыхают, а затем приступают к выполнению "домашки". 

Школьники в Чили проводят времени больше, нежели другие, за партами учебных заведений: в среднем 1007 часов в год! В какой-то мере такой подход себя тоже оправдывает, так как среди стран Латинской Америки Чили занимает первое место по успехам детей по литературе и математике.

Если посмотреть на наших ближайших соседей, то, например, в Казахстане разрешено 18 часов в неделю на "домашку".

Согласно исследованию PISA сам по себе объем домашних заданий не влияет напрямую на общий уровень образования в стране. Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз. Иначе говоря, "больше не значит лучше", потратив много времени на домашнюю самоподготовку эффективность обучения только падает.

Как же можно повлиять на ситуацию, сделать так, чтобы дети усваивали необходимый материал, но при этом не засиживались за "домашкой", будя родителей со словами: "Мам, пап, мне ещё презентацию сделать надо"? Вот тут то мы и перейдём к тому, что делать.

1. Техники запоминания. Мы все что-то учили наизусть и пытались запомнить, но вот мало кто учился как это делать. Попросите старшеклассника рассказать наизусть "Бородино", большинство не смогут вспомнить даже первых строчек, хотя все учили. Есть множество различных техник запоминания информация. Наиболее распространенными являются мнемотехники. Есть и другие техники.

« Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе» Альберт Эйнштейн

2. ·Методы изучения материала. Многие учат путём зубрёжки, хотя ученные уже давно доказали, что это самый неэффективный метод изучения чего-либо. Тут поможет интерливинг - переключение с одного предмета на другой и потом возврат к предыдущему. Мы не замечаем, но наш мозг в фоновом режиме продолжает работать над задачей после переключения на другую, поэтому при возврате к предыдущей задаче, часто решить её проще);

3. · Управление временем (тут очень хорошо подойдёт техника Pomadoro, который заключается в том, что нужно учиться примерно 20 минут, затем делать перерыв на 5 минут, при этом во время перерыва нужно полностью переключаться на совершенно иную деятельность, уходить в другую комнату и т.д.).

4. · Создание ситуаций успеха (для этого нужно помогать ребёнку сложные большие задачи разбивать на маленькие подзадачки и всячески его подбадривать и хвалить за выполнение каждой маленькой задачки, для того, чтобы он оказался в ситуации успеха. Это позволить поддерживать уровень дофамина и других гормонов, влияющих на получение удовольствия от деятельности, поддержания нужного уровня мотивации и концентрации внимания.

5. Пальчиковая гимнастика в перерывах между занятиями. Вы будете удивлены, когда узнаете, что пальчиковая гимнастика может улучшить эффективность обучения в разы. Да и вообще наши пальцы это один из каналов получения информации, который желательно задействовать совместно со слуховым и зрительным. Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский утверждали, что эффективность обучения повышается с увеличением задействованных в обучении анализаторов (органов чувств). Пальчиковые гимнастики бывают самые разные, для начала можно использовать любую, польза будет точно.

6. Питание. При умственной работе нужен немного другой рацион, нежели при физической, например, нужно больше фосфора, который содержится в рыбе. Кроме того, полезен шоколад в разумных количествах, так как избыток сахара приводит к рассеянности внимания.

7. · Чаще бывать на свежем воздухе. Как минимум после выполнения "домашки" выйти на улицу и сделать три глубоких вдоха, это позволяет компенсировать недостаток кислорода мозгу, возникающий в душном помещении при активной учёбе и помогает охладить разогретый умственной работой мозг.

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе.  СанПин.

8.   Создавать позитивную эмоциональную обстановку при выполнении домашних заданий, не в коем случае не ругать ребёнка из-за того, что он что-то «не догоняет», так как, если человека ругают и критикуют, готовность воспринимать новую информацию стремиться к нулю. Это естественная защитная реакцию мозга, когда ресурсы направляются на то, чтобы найти способ спастись от агрессии.

9.  Порядок на столе и никаких отвлекающих предметов в поле зрения во время выполнения домашнего задания. Как известно: "Порядок на столе = порядок в голове".

10.  Ограничить использование гаджетов, особенно на ночь и во время выполнения "домашки". Можно договориться, что пользование планшетом это вознаграждение за выполненное домашнее задание.

11. Использовать способы концентрации внимания. Это может быть аутотрениг, молитва, медитация. Я часто использую простой, но очень эффективный способ. Закрываю глаза, считаю от нуля до десяти и обратно, представляя цифры.

12. Возможно дополнить приёмом ноотропов (глицин, пирацитам и прочие, но это только после консультации с врачом).

Список не исчерпывающий и его можно долго дополнять. Но для начала хватит. Разом все эти привычки не привить, можно начинать приучать их применять последовательно. Надо помнить, что в среднем на формирование привычки уходит около двух недель регулярных действий, которые мы хотим сделать привычкой.

Надеюсь мои советы помогут превратить учёбу в удовольствие и "да прибудет с вами сила" :-)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх