Будущее с Путиным
1. 20 лет с Путиным: что они значили
26 марта 2000 года в России состоялись президентские выборы, на которых новым главой государства стал Владимир Путин. За прошедшие 20 лет он стал одним из наиболее влиятельных мировых лидеров. В России Путин все это время – безальтернативный национальный лидер. Именно поэтому в последние годы в России сформировался запрос на сохранение им ключевого влияния на принятие важнейших решений и после окончания его президентских полномочий.
По данным опроса исследовательского центра Pew Research Center, проведенного в начале 2020 года, 33 % респондентов считают, что Путин принимает правильные решения. Президент России обошел по этому показателю американского лидера Дональда Трампа.
Кризис на мировом рынке нефти, эпидемия коронавируса, сирийский кризис, ядерное разоружение – решение этих и многих других актуальных проблем невозможно сегодня без участия Путина и России, которую он представляет. Именно поэтому лидеры G7 недавно предложили России вернуться в этот неформальный клуб.
Степень демонизации Владимира Путина в мировой политике начала 20-х годов XXI века сравнима с демонизацией Иосифа Сталина после окончания Второй мировой войны. Как отмечает американский политолог Стивен Коэн, профессор Принстонского и Нью-Йоркского университетов, «ни один советский или постсоветский лидер не подвергается такому безосновательному и дикому очернению, как Путин на протяжении последних десятилетий…» .
В России все эти 20 лет доверие к Владимиру Путину традиционно высоко, хотя его уровень и подвержен ситуативным колебаниям. По данным ВЦИОМ, сегодня главе государства доверяют более 71,5 % россиян, а 64,6 % респондентов одобряют деятельность Путина на посту президента .
Политика современной России неразрывно связана с именем Путина. Именно им инициированы и реализованы такие глобальные процессы, как равноудаление олигархов и национализация элит. Уже стали привычными прямые линии с Путиным, в ходе которых президент в режиме оперативного управления решает проблемы конкретных граждан.
Мир, в котором мы живем, часто называют «путинской стабильностью», а сторонники президента составляют «путинское большинство». Как отмечало АПЭК в докладе «Новое путинское большинство накануне большого политического транзита», сложившееся провластное большинство останется «путинским» и будет определять развитие политического процесса на перспективу как минимум еще двух следующих президентских сроков, то есть до 2036 года.
С личностью действующего президента это большинство связывает не только свое настоящее, но и будущее. За время пребывания Путина у власти выросло новое поколение. Эти люди никогда не жили вне системы Путина, но им предстоит жить без него. Именно поэтому в обществе сформировался запрос на дальнейшее пребывание Путина в системе власти как гаранта стабильности положения «поколения Путина».
После Послания Федеральному собранию 15 января в ходе встреч с общественностью президенту неоднократно высказывались пожелания о том, чтобы Россия и дальше развивалась при активном участии Путиным в процессе принятия решений. При этом люди находятся в недоумении от того, что сам президент так или иначе уклоняется от прямого ответа на вопрос о своих дальнейших планах после 2024 года.
Доверяя президенту, люди готовы предоставить Путину право самому выстроить систему, в которой будет действовать новое политическое поколение.
2. Путин с нами: что об этом говорят социологи
За время доминирования Владимира Путина в российской политике значительно больше стала уверенность граждан России в завтрашнем дне. По данным социологов ВЦИОМ, если в 2000 году об этом заявлял только каждый третий опрошенный (33%), то сегодня — уже каждый второй (51%). Наиболее уверены в своем будущем сегодня молодые люди в возрасте 18-24 лет (71%).
Значительно увеличился и горизонт планирования россиян. Двадцать лет назад 69% опрошенных не могли представить будущее своей семьи на срок более нескольких месяцев. Сегодня более половины респондентов (57%) заявляют, что способны ясно представить будущее своей семьи на год и даже более значительный срок, причем каждый десятый (11%) — более чем на 10 лет.
Все эти социологические данные противоречат представлениям о якобы существующих в обществе «страхах» из-за ухода Владимира Путина из власти. Если бы такие страхи существовали, первыми в них поверила бы молодежь. Но этого нет. Люди просто хотят услышать от президента, как дальше будет развиваться страна и какое место в реализации этих планов развития отводит себе сам Владимир Путин.
По данным опроса Левада-центра 23 – 29 января 2020 года, 55% граждан России выступают за сохранение за Владимиром Путиным определяющего влияния на решения о будущем страны. При этом запрос в обществе на сохранение Путиным ведущей роли в нашей политике является долговременным и не меняется в течение последних лет. Так, в июле 2019 года оставить Путина в Кремле и после 2024 года хотели практически столько же (54%) опрошенных, а максимальным этот показатель был в августе 2017 года – 67%.
Данные социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что структура запроса на сохранение для Путина права влиять на решения о будущем страны выглядит следующим образом. 27% наших граждан хотят видеть его и далее президентом России, 11% — председателем правительства России, 9% — лидером партии «Единая Россия», 4% — президентом Союзного государства России и Белоруссии и 4% — лидером нации и секретарем Совета безопасности РФ.
При этом большинство, сформировавшее запрос на сохранение за Путиным главной роли в российской политике, не является в своих представлениях о мотивах принимаемых решений наивным или зависимым от целенаправленного воздействия на него. Так, из 55% россиян, согласных с данным запросом, 47% полагают, что президентские поправки в Конституцию вносятся в интересах самого Владимира Путина, чтобы расширить его полномочия и позволить ему остаться у власти и после 2024 года.
Люди хотят, чтобы Путин сохранил свое определяющее влияние на процесс принятия ключевых решений в стране потому, что убедились в его эффективности – Путин успешно решает проблемы страны. В этом, по данным опросов Левада-центра, уверены около трети россиян. Еще около 20% россиян верят в то, что Путину удастся решить проблемы страны в будущем. Кроме того, для почти половины наших граждан Путин — это привычка, они в настоящий момент не видят ему альтернативы.
Для тех, кто хочет, чтобы Путин и далее доминировал в российской политике, важно, чтобы президент в первоочередном порядке занялся проблемой социального расслоения общества. Именно в этом состоит запрос на справедливость, который формулирует наше общество в течение многих лет.
Еще два года назад 59% опрошенных россиян считали, что будущее России должно строиться на основе социальной справедливости (данные Института социологии РАН). При этом большинство россиян (62%) верит, что достижение социальной справедливости зависит в первую очередь от власти. Однако, считают люди, нынешняя политика власти скорее препятствует укреплению справедливости в обществе или никак не влияет на нее (32% и 30% соответственно). Чаще всего россияне понимают под социальной справедливостью равенство, равноправие, законность и экономическое благополучие. А сферами, в которых справедливости особенно не хватает, называют медицину, образование и социальную политику.
Как отмечают социологи, в 2019 году на максимальном за всю историю наблюдений уровне оказалось количество тех, кого беспокоит произвол чиновников, – 16%. Почти на одном уровне (29%), начиная с 2005 года, находится количество недовольных расслоением на богатых и бедных, несправедливым распределением доходов.
Продолжение национализации элит и их самоограничение – в этом люди видят ответ на запрос на коррекцию системы Путина, которая в принципе их устраивает.
Реализация планов развития страны и достижение национальных целей развития подразумевают создание нового институционального каркаса. В этом каркасе должна быть жестко, на постоянной основе зафиксирована роль отдельных институтов и элементов «системы Путина».
3. Путин и национальные цели развития
Планы развития страны в понимании Владимира Путина неразрывно связаны с ростом качества жизни граждан России. В своем Послании Федеральному собранию 15 января этого года президент еще раз сформулировал свою главную цель как лидера нации. «Наша задача – обеспечить высокие стандарты жизни, равные возможности для каждого человека на всей территории страны. Именно на достижение такой цели направлены национальные проекты, все наши планы развития», — отметил глава государства.
В ходе предвыборной кампании на президентских выборах 2018 года Владимир Путин сформулировал главные национальные цели развития России. После победы Путина на выборах девять целей развития были сформулированы в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Перечислим эти цели.
1. Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ.
Указом президента запланировано снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения). По мнению Путина, в 2024 году коэффициент рождаемости должен быть равен 1,7. В 2019 году этот показатель незначительно превысил значение 1,5.
2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет).
В прошлом году продолжительность жизни в России, по данным из Послания президента Федеральному собранию, превысила 73 года.
3. Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Реальные денежные доходы населения РФ в 2019 году, по данным Росстата, в среднем по стране выросли на 1,5% по сравнению с 2018 годом. При этом номинальные среднедушевые денежные доходы в прошедшем году составили 35188 рублей, что на 6,1% выше, чем в 2018 году.
4. Снижение в два раза уровня бедности.
Достижение этой цели президент планирует обеспечить путем повсеместного распространения практики социального контракта. В Послании-2020 президентом поставлена задача в 2021 году внедрить механизм социального контракта во всех субъектах Федерации. Пока же, по данным правительства России, в прошлом году социальный контракт был распространен на 250-300 тысяч человек.
5. Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно.
В 2018 году, по данным Росстата, число семей, получивших жилье или улучшивших свои жилищные условия, составило только 99.247.
6. Ускорение технологического развития страны.
Эта задача заключатся в увеличении количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа. В 2018 году этот показатель составил в России всего 19,8%. В Послании-2020 президент задал ориентир: к середине текущего десятилетия каждый второй учёный России должен стать моложе 40 лет.
7. Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Для достижения этой цели ставится задача увеличения внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте) не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 годом (1,7%). В 2019-2020 гг. этот показатель планируется на уровне 2,2-3%.
8. Вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов.
Сегодня Россия занимает шестое место в рейтинге ведущих экономик мира, инфляция за 2019 год составила 3%. Как отмечает Путин в Послании-2020, в 2021 году темпы роста ВВП России должны быть выше мировых. Ежегодный прирост инвестиций должен составлять не менее 5%, их долю в ВВП страны нужно увеличить с текущих 21% до 25% в 2024 году.
9. Создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.
По этому направлению президент поставил задачу создать, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, производства, развивающиеся на основе современных технологий и обеспеченные высококвалифицированными кадрами. По данным правительства России, в 2017 году экспорт из России несырьевых неэнергетических товаров составил 133,5 млрд. долларов США, в том числе продукции машиностроения — 28,2 млрд. долларов, агропромышленного комплекса — 20,7 млрд. долларов. К 2024 году планируется достичь уровня в 250 млрд. долларов по экспорту несырьевых неэнергетических товаров, в том числе по машиностроению — до 60 млрд. долларов, по агропромышленному комплексу — до 45 млрд. долларов.
Некоторые из национальных целей и задач развития, сформулированных в Указе президента от 7 мая 2018 года, необходимо скорректировать. Глобальный экономический кризис, охвативший мир в связи с падением цен на нефть и эпидемией коронавируса, также уже вносит коррективы в планы Путина по развитию России. Коррекция и уточнение национальных целей развития России необходимы еще и потому, что создается новый институциональный каркас развития с Путиным в главной роли. Фактически Путин уже в Послании-2020 приступил к этой коррекции, заявив о необходимости внести изменения в нацпроекты по образованию и здравоохранению.
В то же время очевидно, что Владимир Путин не должен исправлять ошибки бюрократии и институтов развития в реализации намеченных им национальных целей. Именно поэтому в Конституцию внесены «социальные» поправки, которые жестко фиксируют базовые константы макроэкономической и социальной стабильности (обязательная индексация пенсий, привязка МРОТ к прожиточному минимуму).
Подробнее здесь
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии