На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 144 подписчика

Свежие комментарии

«Объяснитель неба» Камиль Николя Фламмарион

Чудесное выздоровление

 

Эта гравюра неизвестного автора иллюстрировала книгу Фламмариона «Атмосфера: Популярная метеорология» (1888 год)
Эта гравюра неизвестного автора иллюстрировала книгу Фламмариона «Атмосфера: Популярная метеорология» (1888 год)
Камиль Николя Фламмарион родился 26 февраля 1842 года в небольшом местечке Монтиньи-ле-Руа на севере Франции в семье небогатого землевладельца. Он вспоминал, что в четырехлетнем возрасте научился свободно читать, в пять лет уже знал основы арифметики, а в девять прочел книгу по космографии (так называли тогда описание Вселенной).
Он всей душой полюбил науку о планетах и звездах. Однако отец Камиля мечтал видеть сына вовсе не ученым, а священником. И юноша был вынужден поступить в семинарию в старинном городке Лангр. Семья переехала в Париж.
Жизнь в столице была дорогой, и Камилю пришлось покинуть духовную школу, вернуться к родителям и помогать им.
Он начал учиться на гравера. Кроме того, Камиль брал уроки в частной школе живописи, самостоятельно изучил английский язык, математику, физику, собрал хорошую библиотеку, попробовал себя и в литературе, работая над первым своим сочинением «Мир до появления человека».
Камиль засиживался за книгами до поздней ночи. Но даже его выносливый организм не смог выдержать такой нагрузки. От крайнего переутомления Фламмарион тяжело заболел. С каждым днем он чувствовал себя все хуже, но произошло чудо. Из разговора с больным лечивший его врач Фурнье – проницательный психолог – понял, какое лекарство необходимо юному пациенту. Он сообщил Камилю, что Парижской обсерватории требуется ученик. Эта весть в считанные дни исцелила больного.

 

«Живая астрономия»

 


«Популярная астрономия» была переведена на многие языки мира, в том числе на русский
Работать во всемирно известном храме науки под руководством прославленного Урбена Леверье, ученого, открывшего расчетами, «на кончике пера» неизвестную планету Нептун, – мог ли он мечтать о таком счастье? Увы, разочарование наступило быстро. Труд вычислителя поправок к астрономическим наблюдениям оказался однообразным и скучным для романтика Фламмариона. Все же он целых четыре года аккуратно выполнял эту утомительную работу.
С Леверье они оказались людьми совершенно разными, более того, несовместимыми. Однако серьезная размолвка была еще впереди. Она произошла, когда астроном-ученик осмелился издать книгу под названием «Многочисленность обитаемых миров» – удивительную смесь науки и фантазии. Этого Леверье никак не мог перенести. Он заявил, что писание подобных книг несовместимо с работой в столь уважаемом научном учреждении, и предложил Камилю покинуть обсерваторию.
Двадцатилетний Фламмарион сделал это с легким сердцем. Он и сам уже понял, что его призвание в другом, что ему нужна «живая астрономия», о которой следует рассказать всему миру.
Его книга о жизни во Вселенной, осужденная Леверье, имела удивительный успех, и не только во Франции. Всего через несколько месяцев потребовалось второе издание, потом – третье, четвертое, десятое, двадцатое, тридцатое! «Мне и в голову не приходило, – признавался Фламмарион, – что эта книга так скоро найдет сочувствие среди читателей».
Журналы и газеты наперебой обращались к нему с предложениями о сотрудничестве. Еженедельник «Космос» пригласил Фламмариона стать научным редактором. Его публичные выступления неизменно шли при переполненных залах.

 

Главная книга

 

В рабочем кабинете думалось особенно хорошо…
В рабочем кабинете думалось особенно хорошо…
Находит он время и для научных исследований, используя для астрономических наблюдений (в частности, новой звезды, вспыхнувшей в созвездии Северная Корона) небольшой телескоп, установленный на террасе дома. В 1865 году, когда Камилю Фламмариону исполнилось всего 23 года, выходит его большое философское сочинение «Миры воображаемые и миры реальные». Пять месяцев спустя – популярная книга, своего рода увлекательный учебник «Небесные чудеса». В 1872 году увидел свет его труд по истории астрономии под названием «История неба». Проходит еще два года, и на прилавках магазинов появляется книга «Научные созерцания» – размышления о природе, о жизни. И до Фламмариона некоторые ученые, в том числе выдающиеся, пытались популяризировать науку, в частности астрономию, но только ему удалось рассказать о науке образно, не усложняя повествование и не теряя его глубины.
Известность французского научного писателя быстро росла и становилась всемирной. Только одно перечисление всех книг, написанных великим просветителем, заняло бы многие десятки страниц. Однако, несомненно, среди них самой главной можно назвать его знаменитую «Популярную астрономию», первое издание которой с замечательными иллюстрациями вышло в Париже в 1880 году. Книга была переведена почти на все языки мира и выдержала только во Франции более ста изданий! На русском языке эта книга была впервые опубликована в 1897 году, и потом выходила еще много раз.
Вслед за «Популярной астрономией» появилось как бы ее продолжение – сочинение «Звездное небо и его чудеса». Русский астроном Г.Г. Горюнов справедливо утверждал: «Если бы Фламмарион даже ничего более не написал, то и этих книг было бы достаточно, чтобы его имя стало бессмертным».

 

Обсерватория в Жювизи

 

Особняк в городке Жювизи. Здесь были созданы все условия для занятий наукой
Особняк в городке Жювизи. Здесь были созданы все условия для занятий наукой
Энергия этого удивительного человека, казалось, была неиссякаемой. В 1882 году он основал научно-популярный журнал «Астрономия». В 1887-м Камиль организовал Французское астрономическое общество, членами которого, кроме любителей, со временем стали многие видные ученые разных стран, в том числе и России. А на крыше дома, в котором располагалось это общество, была устроена народная обсерватория – давняя мечта Фламмариона. Правда, сам он долгое время собственной обсерватории не имел…
И вдруг чудесным образом все изменилось. Один из поклонников его таланта, некто Мере, в 1882 году подарил Фламмариону свой старинный двухэтажный особняк в городке Жювизи близ Парижа. Здание окружал прекрасный парк с вековыми деревьями. В подаренном имении Фламмарион устроил обсерваторию с хорошим телескопом. Весь второй этаж особняка заняла библиотека, состоявшая из пяти тысяч томов, в том числе очень редких, времен Гутенберга.
Теперь сорокалетний Камиль Фламмарион смог свободно заняться не только написанием книг, но и научной работой: исследованиями планет и Луны, изучением физики Солнца и солнечно-земных связей, наблюдением за двойными звездами. Наконец-то можно было попытаться ответить на вопрос, в то время волновавший общество: есть ли жизнь на Марсе и других планетах? Планы его были столь обширны, что и двух жизней не хватило бы для их выполнения.

 

Приветствие из России

В феврале 1912 года исполнилось 70 лет со дня рождения Камиля Фламмариона. Во многих странах было отмечено это
событие. Приветствия шли буквально со всех концов планеты. Русское астрономическое общество отправило вПариж бронзовую доску с барельефом юбиляра, изображениями его обсерватории в Жювизи и музы астрономии Урании. Русское общество любителей мироведения (РОЛМ) отправило Фламмариону приветственный адрес. В ответ он писал: «Я счастлив, чувствуя, что в недрах вашей необъятной страны бьется сердце за дорогие мне идеи, за Истину и свет Знания». Позже Фламмарион был избран почетным членом РОЛМ.
Ему было суждено прожить еще тринадцать лет. Он умер 4 июня 1925 года на 84-м году жизни. По рассказу его жены Габриэль, тот роковой день начался для Фламмариона как обычно – с работы в кабинете, уставленном книжными шкафами. Он прочел в английском журнале «Природа» какую-то статью. Завтрак ему накрыли на углу рабочего стола, сплошь загроможденного бумагами и книгами.
Даже завтракая, Фламмарион не переставал трудиться. Тогда он был занят подготовкой очередного издания своей знаменитой «Популярной астрономии». В полдень Фламмарион подошел к окну, чтобы передохнуть и полюбоваться великолепным видом на парк, и вдруг зашатался. Жена, находившаяся рядом, подхватила его. «Мое сердце, – чуть слышно произнес он и добавил: – Какая тайна жизнь… какая тайна смерть…»
Тело Камиля Фламмариона было предано земле в парке его обсерватории в Жювизи. Так завершилась его удивительная жизнь.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх