Это понятие имеет несколько значений.
Главное из них – это провокаторская деятельность, связанная с известным священником – талантливым миссионером, блестящим проповедником и «великим печальником» за русский народ – Георгием Аполлоновичем Гапоном (1870-1906), сыгравшим ключевую роль в революции 1905 года.
Полиция завербовала вдовца Георгия Гапона в 1902 году, использовав компрометирующие свидетельства о его тайной связи с несовершеннолетней воспитанницей приюта Синего креста Александрой Уздалевой, с которой он не расставался до самой смерти (за связь с полицией был казнен эсерами).
Полиции было очень выгодно иметь своего человека в рабочем движении («Собрания русских фабрично-заводских рабочих»), поэтому закрывала глаза на его безмерные амбиции и возрастающую роль его влияния на рабочих.
Террористы максимально использовали Гапона для политической радикализации рабочего движения – особенно накануне событий 9 января 1905 года. Технология революции требовала пролития крови, и экстремисты делали всё, чтобы она была пролита. Именно такой вариант развития мог бы переломить массы к кардинальному изменению политического строя – уничтожению монархии.
Священник Гапон обсуждал с рабочими несколько вариантов петиции (с экономическими требованиями и с элементами церковной риторики), которая должна была быть лично вручена Государю, но с течением времени воззвание начинало приобретать под влиянием революционеров политический характер – с требованием политических изменений.
А кроме того, Гапон точно знал, в отличие от демонстрантов, что Царя в Петербурге нет и не будет, что в столицу из-за неудавшегося покушения на Государя 6 января были стянуты войска и что шествие (это было, помимо прочего, еще и военное время) властями было категорически запрещено.
Случилось то, что случилось: 130 убитых и 299 раненых.
Английская и французская печать, а вслед за ней – подпольная революционная, называли другие цифры. Например, английская «Дейли мейл» – 20 тысяч убитыми и 50 тысяч раненными.
15 января, то есть, через 6 дней, Гапон разразился новым воззванием:
«…Гой ты, народ православный, хотя обнищалый и забытый, но еще великий.
Проснись!..
Не пугайтесь архиерейского, поповского проклятия или якобы рушения своей присяги. Архиерейское, поповское проклятие не имеет силушки: идет оно от кровопийцы нашего — Николая II Романова…
Верьте вы только боевому комитету революционному, теперь единому о вас печальнику. В нем и я состою участником…»
О. Владимир Вигилянский
Свежие комментарии