На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Дмитрий Песков рассказал о новой модели экспорта, основанной на пяти сценариях

На форуме Баркемп «Национальная технологическая революция 20.35» рассмотрели возможности российских компаний для выхода на глобальные технологические рынки



Инструменты поддержки, которые сегодня есть у государства, работают на развитие существующих направлений и областей. За редким исключением, таким как сценарий по экспорту атомной энергии, это ситуативные решения напрямую связанные с компенсацией стоимости. Об этом сказал Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, на пленарной дискуссии Баркемпа «Новая модель экспорта: сеть глобального доверия», которая прошла на Баркемпе «Национальная технологическая революция 20.35».

«Базовая модель поддержки экспорта работает примерно так: больше государство готово компенсировать теми или иными средствами снижение стоимости конечной продукции – больше экспортирует. Меньше компенсирует – меньше экспортирует. Это простая и примитивная модель, в которой, к сожалению, долгосрочные экономические эффекты подсчитать невозможно», — заявил спецпредставитель президента РФ.


По его словам, с точки зрения экспорта, есть 5 основных сценариев:

- Наступательный, рыночный, чемпионский. Это гипотеза о том, что, для того, чтобы бороться в 20-е годы на глобальном рынке, нам нужны технологические чемпионы с высокой капитализацией и со своими сетями по всему миру.

- Островное развитие. Островной, инфраструктурный, оборонительный сценарий. В первую очередь нужно обеспечить внутренний технологический суверенитет, поэтому мы будем развивать инфраструктуру. Мы либо расширим полномочия наших монополий в сторону цифры и технологий, либо вырастим новые технологические монополии. Внутри НТИ мы выделили группу инфраструктурных проектов, которые претендуют на то, чтобы стать технологическими госкомпаниями 2.0, вырастив некоторую модель обмена данных и платформу на этом обмене данными в технологических областях. Сегодня у нас 5-7 таких проектов в разной степени развития.

- Романтический, экосистемный, хаотический, сетевой. Давайте вырастим десятки тысяч стартапов, дадим им развиваться, тогда методом самозарождения из них вырастет что-то интересное и уникальное - и всем будет хорошо. Мы их будем поддерживать по широкому фронту экспортными инструментами, и там что-то произойдет.

- Фантастический, сочетает первые 3 сценария. Мы инвестируем в инфраструктуру, но позволяем в стране появиться квазимонополиям при условии, что они выращивают внутри себя экосистемы и целятся на мировые рынки. Это примерно сценарий, который сегодня прорабатывается правительством с компаниями-лидерами, которые должны взять на себя ответственность за развитие тех или иных технологий.

- Реалистичный, имитационный сценарий. Мы возьмем на себя ответственность за все эти кусочки, передадим ответственность по цепочке и размоем ее в коллективных органах принятия решений. Что-то при этом, наверное, вырастет, и мы этим отчитаемся», - считает Дмитрий Песков.

О необходимости поиска новых моделей выхода на экспорт и отличительных чертах этих моделей рассказал президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета Андрей Безруков. Он отметил, что 20-е годы - это период, когда начнется переделывание всей критической инфраструктуры мира. «С другой стороны, это период деления на блоки, где каждый блок будет делать свой рынок и никого пускать не будет – вы наблюдаете пример с Huawei. Самый крупный рынок – рынок критической инфраструктуры. Два преимущества на этом рынке: критическая инфраструктура продается по принципу «свой – чужой». Если вы с какой-то страной собираетесь воевать, вряд ли вы у нее купите систему безопасности. Наши компетенции хорошо рифмуются с критической инфраструктурой. Мы плохо делаем вещи простые и дешевые, но хорошо делаем сложные. У нас нет выбора, мы не можем на нашем рынке на 140 млн покупателей отбить серьезные инвестиции в технологии, тем более в критической инфраструктуре. Мы должны наших национальных чемпионов «заострять» на 20% мирового рынка. Если они маленькие, нужны платформенные решения, куда 10 компаний с технологиями могут войти и предложить платформенную историю», - убежден Андрей Безруков.



Анье Трепье, координатор международного сотрудничества AiF Projekt GmbH (Германия), координатор международной сети IraSME, обратила внимание, что для молодых компаний во всем мире выход на зарубежные рынки является сложным шагом. «Многие компании не знают, как найти партнеров, какие первые шаги сделать. Надо ли строить свою партнерскую сеть или присоединиться к уже существующим? Одним из ресурсов для выхода на новые рынки может стать сеть IraSME. Российский Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является участником нашей программы. Похожие структуры являются участниками в других странах - всего 9 крупных членов. Дважды в год мы проводим конкурсы для поиска проектов для акселерации на новых рынках. Мы разделяем риски, помогаем оформлению проектов и их развитию».

Спикер отметила, что для включения в программу IraSME необходимо, чтобы заявленный проект обязательно вносил значимый вклад в развитие экономики. «Нужно составить рабочий план развития, затем подать заявку в одно из наших представительств на конкурс. Это может быть успешный кейс международного взаимодействия. Ваши партнеры и вы сможете выйти на новые рынки», - сказала Трепье.

В свою очередь «Российский экспортный центр» усиливает инфраструктуру поддержки, выдвигая по одному человеку на тот или иной рынок, чтобы он наблюдал за их тенденциями. «Мы сейчас пытаемся разработать в программу аутсорсинга - центра присутствия в целевой стране, - пояснил директор по стратегическому развитию «РЭЦ» Артем Аникьев. - То есть мы нанимаем человека в штаб за рубежом, и этот человек работает на компанию, которая ему платит из России. Чтобы компания сама не открывала собственную точку присутствия, не осуществляла достаточно массивный capex по изначальному вхождению на рынок, а могла использовать человека на рынке, чтобы понять, что там происходит, и уже принимать более осознанное решение о дальнейших продвижениях. Мне кажется, такие модели наиболее эффективны в современных условиях для поддержки экспорта услуг».

По мнению Артема Аникьева, глобальный рынок распределен между крупными игроками, но нишевые проекты всегда можно реализовать. «Без понимания внутреннего рынка, без наличия такой экспертизы нам тяжело будет понять специфику нового рынка. Тяжело будет понять регуляторные требования, а, может быть, и повлиять на регуляторные требования рынка и соответственно продать там свое решение», - пояснил Артем Аникьев.



Сергей Поляков, генеральный директор ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», считает, что российские малые и средние предприятия конкурентны на глобальных рынках. «Как сделать так, чтобы истории успеха превращались в сотни и тысячи? Первая проблема – отсутствие компетенций у наших компаний. Они не умеют работать во внешних рынках. Вторая проблема – поиск партнера. Наши компании не умеют искать таких партнеров. Вопрос наличия инфраструктурных сетей? Они есть. Например, наш Фонд является администратором этой сети, и это хорошая возможность поиска партнеров – есть тысячи профилей», - рассказал Сергей Поляков.

По словам спикера, фонд обладает достаточно широким спектром возможностей. Работает 17 международных программ: 11 двусторонних и 6 многосторонних. В их рамках партнерами являются 36 стран от Латинский Америки до Юго-Восточной Азии. «Как продвигать компании за рубеж? Одна из идей – использовать «Точку кипения» как точку выхода на внешние рынки и попробовать поработать с компаниями в ручном режиме - докручивать их, чтобы качество и количество проектов существенно улучшилось. Мы можем заниматься высокотехнологическим экспортом, но надо предпринимать конкретные шаги, - отмечает Сергей Поляков.

Олег Теплов, генеральный директор VEB Ventures (венчурная дочка ВЭБ.РФ) напомнил, что фонд VEB Ventures создавался, в том числе, для работы с компаниями, рождающимися в недрах НТИ, претендующими на выход на глобальные рынки. «Выведение компаний на международные рынки - один из наших приоритетов. В России построена хорошая инфраструктура для создания и развития стартапов, есть институты развития, есть РЭЦ, который помогает в продвижении товаров и услуг на внешние рынки. Дальнейший путь - от стартапа до средней компании - может быть также эффективно пройден совместно с институтами развития. На этом пути от стартапа до компании, которая получает дальнейшее инвестирование, VEB Ventures и выступает проводником».

Олег Теплов напомнил, что компания - национальный лидер, это не всегда крупный игрок. Но это всегда компания, которая либо занимает место на глобальном рынке, либо создает новый рынок и занимает на нем позицию единорога. «Мы стараемся прививать стартапам экосистемы НТИ мышление глобальности. Часто компания думает последовательно, но не революционно, планирует завоевать регион, округ или федеральный рынок. Но как показывает практика, российский технологический рынок не позволяет быстро встать на ноги. Надо рассчитывать на мировой рынок. Поэтому мы оцениваем мышление команды. Видят ли они себя чемпионами? Планируют ли они занимать значимый сегмент глобального рынка?».

О том, как успешно экспортировать партнеров НТИ, рассказал председатель правления АО «Российская венчурная компания» Александр Повалко. «У нас есть проблема, о которой мы почему-то не говорим. Проблема очень простая, мы с одной стороны довольно много говорим об экспорте и выходе наших компаний на глобальные рынки, с другой стороны мы настойчиво утверждаем, что эта компания должна оставаться прям вот российской. К сожалению, если говорить о технологических решениях, тех же самых платформах, так и случается. Выходя на внешние большие рынки, вы неизбежно сталкиваетесь с необходимостью привлечения инвестиций, с неизбежностью вы говорите с партнерами. С партнерами в широком смысле - и с теми, кто вас продвигает, и с теми, на кого вы садитесь как наездник. Вы начинаете с ними делиться, и в этот момент мы вспоминаем: как же так, наши российские мозги, наши российские технологии, вложенные в эту компанию, уходят куда-то за рубеж. Мне кажется, если предположить, что изначально мы можем действовать в ситуации, когда этих вот «друзей», настойчиво желающих все у нас украсть, нет, то тогда все упирается исключительно в энергию, которую мы сможем предоставить нашим компаниям», - считает Александр Повалко.

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх