На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Откуда взялись утопии



Почему идеальное государство Платона так нравилось средневековым книжникам? Как куртуазный роман мог влиять на политические проекты? И по какой причине протестантские секты хотели отменить брак и частную собственность?

Диктатура философов

Атмосфера, в которой зародилась новоевропейская идея утопии — это мир Позднего Средневековья, в которой — я цитирую Йохана Хейзингу — человек рассуждал следующим образом:

Раз уж земная действительность столь безнадежно убога, а отказ от мира столь труден, так скрасим же свое существование прекрасной иллюзией, перенесемся в страну безоблачных грез и фантазий, сгладим действительность восхищением перед идеалом.
Йохан Хейзинга. Осень Средневековья

В такой ситуации оказались востребованы книги античных авторов об идеальном государстве. Особенно самая известная из них — “Государство” Платона, в котором полис устроен в соответствии с космической иерархической закономерностью. Мироздание иерархично, и общество должно быть таким же: оно разделено на три полупроницаемые страты. Основную массу населения составляют ремесленники и земледельцы, создающие “материальные ценности”, проще говоря, кормящие обитателей идеального полиса. Над ними — стражи, охраняющие государство. А управляют всем, созерцая вечные идеи, философы:

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно. Вот почему я так долго не решался говорить, — я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому мнению; ведь трудно людям признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие.

Платон. Государство

Частной собственности, семьи и индивидуальных прав в идеальном государстве Платона нет: имущество, жены и дети объявляются общими, религия, искусство и досуг подвергаются жесткому модерированию. В общем, вся жизнь подчинена государственному идеалу, который в свою очередь направлен на то, чтобы счастлив был не отдельный человек, а социум в целом. Подобный соблазн легко вычитывается и в любом из современных социалистических проектов.


Платоновская академия. Римская мозаика из дома Тита Симиния Стефана в Помпеях. I век

На закате дней Платон создал другой государственный проект, более реалистичный, более приближенный к существующим правовым система Афины и Спарты. Проект изложен в трактате “Законы”. Платону принадлежит и первая в истории антиутопия. Миф об Атлантиде — он рассказан в диалоге “Критий” — это политический памфлет, критикующий военную и экономическую экспансию Афинского морского союза. Любопытно, что для современной культуры Атлантида — положительный образ. Скажем, в сериале “Звездные врата: Атлантида” обитатели этой цивилизации — на “светлой стороне силы”.

Это Спарта!

Эпоха эллинизма подарила миру несколько литературно-философских “проектов”, в которых или обыгрывалась древняя, еще мифологическая идея “золотого века” или описывалось идеальное, никогда не существовавшее государство прошлого. Скорее всего, такая литература была очень популярна в эпоху тотальной политической, этнической, культурной нестабильности, но до нас дошли лишь отголоски этого мощного явления. “Тайная история” Евгемера, “Острова солнца” Ямбула сохранились лишь фрагментарно. Зато в нашем распоряжении Плутархово “Жизнеописание Ликурга”, в котором речь идет о вроде бы исторической Спарте (на самом деле, нет).


Цезарь ван Эвердинген. Ликург демонстрирует преимущества образования. 1660 год

Она живет под властью законов, написанных идеальным правителем Ликургом. Власть в Спарте принадлежит совету старейшин, который контролирует все аспекты жизни в полисе: от рождения до смерти. В основе экономики — равенство имущества:
Второе и самое смелое из преобразований Ликурга — передел земли. Поскольку господствовало страшное неравенство, толпы неимущих и нуждающихся обременяли город, а все богатства перешли в руки немногих, Ликург, дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства — богатство и бедность, уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство, превосходства же искать в доблести, ибо нет меж людьми иного различия, иного первенства, нежели то, что устанавливается порицанием постыдному и похвалою прекрасному.

Плутарх. Жизнеописание Ликурга

Конечно, первые утописты внимательно читали Платона и платоников (Плутарх — представитель среднего платонизма). Томас Мор неоднократно ссылается на афинского философа, а “Город солнца” Томмазо Кампанеллы — пропитан идеями неоплатонизма. Впрочем, “отнять и поделить” – лозунг и теперь совсем не устаревший.

Куртуазный рай

Мечта об идеале — и в основе куртуазного романа. Например, чрезвычайного популярного в Позднем Средневековье “Романа о Розе”, написанного Гийомом де Лоррисом и продолженного Жаном де Меном. В повествовании Лорриса важную роль играет образ-аллегория прекрасного, райского сада. На изгороди его изображены пороки: Ненависть, Низость, Стяжательство, Скупость. А внутри обитают персонажи-добродетели: Отдохновение, Радость, Красота, Богатство, Любезность. Конечно, это добродетели не христианской веры, а куртуазной любви.


Амур отпирает сердце влюбленного. Иллюстрация к «Роману о розе». XIV век

Аллегорический Амур обучает поэта премудростям позднесредневекового “пикапа”, показывая, как шаг за шагом мужчина может достичь искомой цели — покорить женщину, насладиться ароматом и видом Розы, прекраснейшего цветка. Но забудем о любовных терзаниях. Нам важно, что автор говорит читателю: “Идите, люди, за мной, Я вас научу, как надо!” Он точно знает, где находится идеал:


…Лишь одна мечта

В моей душе была тогда:

Как благодарно было б сердце

Тому, кто мне откроет дверцу,

Кому доступен тайный ход,

Кто чудом в сад меня введёт.

И хором птичьим очарован

Настолько я, что уготован

Когда мне был бы вход в тот рай —

Покинуть сад не заставляй

Меня и за сокровищ горы,

Милей мне птичьи разговоры.
                                                     Гийом де Лоррис. Роман о Розе


Когда современный дамский роман рассказывает о небывалом счастье, которое мужчина и женщина обретают друг в друге, помните, что корни этого представления в средневековых романах. Но куртуазная литература повлияла не только на Сиднеев Шелдонов всех времен и народов, но и на суровых мужчин — создателей новоевропейских утопий.

Вставай, дочь моя!

Еще ближе к жанру утопии подступает Кристина Пизанская, которая написала свою “Книгу о Граде Женском” как раз в ответ на “Роман о Розе”. Она посчитала сочинение Лорриса женоненавистническим и решила доказать, что и в прошлом и настоящем было множество женщин, достойных восхищения.


Иллюстрация к “Книге о Граде женском”. XV век

Более того, Кристина изображает целый город, построенный и управляемый слабым полом. Королева Града Женского — Богородица, само существование которой — лучшее доказательство достоинства женской природы. Оперативное руководство дамским мегаполисом осуществляют Разум, Добродетель и Справедливость в женском обличье.

И сказала дама Разума: “Вставай, дочь моя! Давай, не мешкая дольше, пойдем на поле Учености. Там, где протекают ясно водные реки и произрастают все плоды, на ровной и плодородной земле, изобилующей всеми благами, будет основан Град Женский. Возьми лопату твоего разумения, чтобы рыть и расчищать большой котлован на глубину, указанную мной, а я буду помогать тебе и выносить на своих плечах землю”.

Кристина Пизанская. Книга о Граде Женском

Разумеется, Кристина Пизанская не предлагала никакого политического проекта — иначе ей пришлось бы конструировать нечто в духе известного фильма “Новые амазонки” Юлиуша Махульского. Но даже богословская фантазия имеет огромную силу, если она ложится на определенный социальный контекст.

Крестьянская утопия

Таким контекстом стала Реформация и затянувшаяся на десятилетия, даже столетия, общеевропейская буржуазная революция: феодальный строй жизни уходил в прошлое, приходил капиталистический. Он требовал совершенно другого отношения к жизни, более четких инструкций по коллективному выживанию, внятных горизонтов планирования. Первыми на этот стихийный вызов ответили протестантские секты. Именно они первыми предложили — пока грубые, зато понятные “угнетенным массам” политические проекты.


Ян ван Куйк. Казнь анабаптистов. 1572 год

Человек того времени желал освобождения от крепостной зависимости, но вместе с ней не мог не разрушить и весь окружавший его социальный уклад. Оказалось, что мало сбросить иго “аристократов и попов”. Нужно избавиться от экономических, семейных и религиозных ценностей, которые этими “аристократами и попами” навязаны. Например, вот как формулирует задачи своего движения лидер “пророков Цвиккау” (Саксония, начало XVI века) Николас Шторх:

…никакой брачный союз, был ли он тайный или явный, не следует соблюдать… Но наоборот, каждый может брать жен, коль скоро его плоть того требует и подымается его страсть, и жить с ними по своему произволу в телесной близости… все должно быть общим, ибо Бог всех людей равно послал нагими в мир. И так же он дал им всем равно то, что есть на земле, в собственность — и птицу в воздухе, и рыбу в воде… Поэтому надо все власти, и светские и духовные, раз и навсегда лишить их должностей или же убить мечом, ибо они лишь привольно живут, пьют кровь и пот бедных подданных, жрут и пьют день и ночь… Поэтому все должны подняться, чем раньше, тем лучше, вооружиться и напасть на попов в их уютных гнездышках, перебить их и истребить. Ибо если лишить овец вожака, то затем и с овцами дело пойдет легко. Потом надо напасть и на живодеров, захватить их дома, разграбить их имущество, их замки снести до основания…

Сложно сказать, что тут первично: религиозный фанатизм или социальная истерика? Скорее всего, они идут в одной упряжке, одновременно рождаются в народной душе. Но взглянем на этот текст немного поверх проблем саксонского крестьянина начала XVI века. В тексте вычитывается желание самим сконструировать свое будущее, сделать его максимально удобным для обитания. Желание особенно понятное в эпоху, когда мечтательность Позднего Средневековья сменяется фантазирующим прагматизмом Нового Времени. Прагматизмом, который присущ и большинству нынешних политических проектов.

Подготовил Тимур Щукин, бакалавр теологии, магистр лингвистики
Источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх