На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Скоро частной жизни не будет



Юлия Пивненко

Интернет и соцсети так стремительно вошли в нашу жизнь, что мы не успели осознать их влияние на общество в целом и каждого в отдельности. Среди несомненных плюсов — демократизация информации, которая теперь приходит в равной степени и из официальных источников, и из независимых блогов, обнажение тайных замыслов политиков и т. п. Но опасности соцсетей таятся в их же преимуществах: в существовании тысяч источников, в скорости распространения информации и потере знаний в принципе.

По словам экспертов, публикуя что-то по острой, злободневной теме (а в Интернете сложно сдержать порыв и ничего не написать, когда об этом пишут все), пользователь скорее руководствуется желанием получить одобрение своей аудитории, чем порассуждать и обменяться мнениями с другими. «Лайки» и положительные комментарии поднимают настроение и самооценку, общение в социальных сетях в какой-то мере становится возможностью социальной самореализации (или психологической компенсации), и большая часть текстов и реплик написана с целью получить дозу эндорфинов. В общем, продиктована желанием произвести должное впечатление, а не поделиться информацией или мнением.


Юрий Коломейцев, политолог: «Благодаря социальным сетям можно поднимать бунты, менять власть, доносить грамотную правильную информацию до той же власти — она на нее не среагирует, зато реакция будет со стороны СМИ. И конечно, соцсети — это инструмент манипуляции общественным сознанием. Если за определенную дезинформацию средства массовой информации могут понести ответственность вплоть до уголовной, в соцсети можно выкладывать, скажем так, чернуху, прикрывшись ботом, которого ты создал десять лет назад. Обратите внимание, сколько таких ботов, к примеру, на Facebook. Вычислить их довольно легко. Первый признак — собачки-кошечки-паучки либо слишком неживые фотографии на странице. Раскрутить проще бота-девушку, разумеется, симпатичную. Примитивно, но доказано — работает. Вы находите фото, допустим, порноактрисы, только в одежде, и создаете фальшивый аккаунт. Работать с чернухой стало гораздо проще через соцсети».



Уже не размышляют

По словам экспертов, приморские политики довольно слабо взаимодействуют с социальными сетями, и среди них не так много активных пользователей. В числе самых «продвинутых» — Андрей Андрейченко, Олег Вельгодский, Андрей Ищенко, Артем Самсонов, Анатолий Долгачев и еще порядка десяти человек. К слову, Владимир Миклушевский после продолжительной паузы вернулся в соцсети, но стремительно теряет позиции — с января количество подписчиков экс-губернатора в Instagram упало почти на тысячу человек — до 6459 пользователей. Его преемник Андрей Тарасенко в соцсетях почти не активен.

Юрий Коломейцев: «Я не понимаю тех депутатов, которые с огромным удовольствием сидят в «Фейсбуке», отписывают по 30 постов в день. У меня сразу возникает вопрос: либо это просто кто-то за них делает, либо они не работают вообще, потому что времени соцсети занимают очень много. Лично я могу представить в социальных сетях и Трампа, и Путина — это политики высшего уровня, а, допустим, депутата Заксобрания хочу представлять не онлайн, а офлайн — где-нибудь на улице, рядом с моим подъездом, моей стоянкой, разбитой придомовой дорогой и т. д.».

Поляризация мнений, страх изоляции и стремление говорить то, что хотят от тебя услышать, накладывает отпечаток на наше отношение к информации в целом, к тому, как мы отбираем источники, из всего многообразия останавливаясь на том, что нам приятно и подтверждает правильность нашей позиции, и отрицая все, что вызывает неудобные вопросы. Это также атрофирует способность людей размышлять и делать собственные выводы.

Татьяна Климкович, практикующий психолог: «Сегодня информация легка и доступна. Двадцать лет назад каждую интересную строчечку в журнале мы смаковали, как вкусную изюминку в булочке. Знания были дорогие, и, чтобы их добыть, приходилось затрачивать энергию, преодолевать препятствия, а сейчас информации столько, что для нас она является шумом, мусором. Это такой поток, который льется с неба, а читать и вникать никто не хочет. Нет больше страха «не догнать» информацию. В то же время о знании речь идет не тогда, когда я словно забитая файлами банка, и у меня друзей миллионы. Информация становится знаниями, когда, во?первых, я это применяю в реальной жизни, а во?вторых, могу передать полученный опыт своим потомкам. Первое мое образование — химик-биолог, и я всегда говорю — понаблюдайте за природой, Интернет отдыхает. Просто выйдите на улицу, и вы увидите тайны тайн».

Сергей Митрофанов, первый вице-президент ГК «В-Лазер»: «Я считаю, что скоро частной жизни не будет. Ее уже сейчас нет, поэтому можно и нужно свободно писать в социальных сетях как можно больше всего, и все это должно быть дезинформацией, чтобы подальше увести читателя от своей частной жизни. А в принципе, есть у нас закрытые группы, которые вы в «Фейсбуке» не видите, где мы обсуждаем профессиональные вопросы, которые других не касаются, и можем высказываться смело, не думая, что кто-то вмешается в дискуссию, или что среагирует система проверки лояльности граждан через социальные сети. Такая программа все равно будет, но сначала, думаю, она коснется открытых групп — тех, кто привык вещать «на всю Европу».

По словам Максима Шамаева, СММ-специалиста, самая эффективная во всех смыслах социальная сеть в Приморье — Instagram.

В апреле 2018 г. число ее активных авторов достигло 296,5 тыс. человек из 1,9 млн населения края. Количество активных авторов на Facebook не настолько велико, как могло бы показаться, — всего 21,7 тыс человек. «ВКонтакте» насчитывает 107 тыс. активных авторов, Twitter — 11,4 тыс. А вот некогда популярный «Лив журнал» действительно умирает — всего 588 приморских пользователей были активны в этой соцсети, говорит апрельская статистика.

Максим Шамаев: «При этом женщин среди активных авторов в Instagram значительно больше — в общероссийских масштабах на три миллиона. Самый распространенный возраст — 25–34 года. Для Facebook соотношение примерно в равных долях, но все равно женская аудитория перевешивает почти на 300 тыс. Во «ВКонтакте» женщин больше почти на три миллиона. Казалось бы, неожиданно? С небольшим отрывом мужчины лидируют лишь в Twitter. Из чего мы делаем вывод, что наши дамы любят поболтать не только в реале. Ведь что такое соцсети? Это сарафанное радио, сплетни и красивая жизнь. А значит, мы строим свою маркетинговую или любую другую стратегию в соответствии с имеющимися данными. В то же время самая возрастная аудитория на Facebook — почти 30% пользователей этой сети достигли возраста 35–44 года».

Сам Максим Шамаев не пользуется соцсетями в личное время. По его словам, это распространенный синдром специалистов, чья работа завязана на Интернет, и кнопочный телефон — не такая уж редкость для программиста или эсэмэмщика. «Я устаю от информации. Любой. И в свободное время предпочитаю компьютерные игры», — говорит собеседник «К».



Легко отказаться?

«Информационные отшельники» — так себя называют сторонники отказа от соцсетей и в целом Интернета. Спартак Голиков, писатель, маркетолог, представитель компании Brand-PR: «Подобные движения возникали всегда. Вспомните луддитов в Англии — участников стихийных протестов первой четверти?XIX века, выступавших против механизации труда. Это не помешало промышленной революции. Лично я сторонник гигиены в отношении социальных сетей, Интернета, контролирую этот момент в воспитании своего ребенка и всегда стараюсь предложить достойную альтернативу телевизору или просмотру мультиков на YouTube. Так или иначе, сопротивляться прогрессу бессмысленно — люди стали потреблять гораздо больше информации и, быть может, воспринимать ее менее глубоко, но это естественные процессы».

По данным опроса ВЦИОМ, 45% интернет-пользователей за последний год сознательно отключали доступ к Сети на день или более, при этом большинство — 83% — не чувствовали себя ущемленными, а 7% даже испытали радость. Большинство интернет-пользователей (77%) признает необходимость в периодическом отдыхе от Сети, около половины (47%), выбирая место отдыха, предпочли бы территорию без доступа к Интернету.

Татьяна Климкович: «Во-первых, есть люди ригидного типа, которые не склонны менять свои привычки, маловосприимчивы ко всему новому и просто еще не «доехали» до Интернета. Во-вторых, есть протестный тип, который отрицает Интернет как средство коммуникации. Еще одна категория всегда будет предпочитать другие формы общения с миром, и, разумеется, объявлять их какими-то выбракованными личностями только потому, что они не пользуются гаджетами, неразумно, а с точки зрения психолога — непрофессионально. Мы такие разные: у нас разные потребности, разные возможности, желания. Кому-то хочется интернет-общения, и он погружается в виртуальный мир с головой, а кто-то туда вообще не дошел».

Юрий Коломейцев: «Еще месяц назад, наверное, из двенадцати рабочих часов шесть у меня занимали социальные сети. Я брал какую-нибудь хорошую фотографию, продумывал и писал к ней пост, проверял на ошибки, перечитывал. Причем сначала, допустим, выкладывал его на Facebook, потом переделывал, чтобы выложить на «Одноклассники», где контингент более простой, затем адаптировал для Instagram, где выше доля молодежной аудитории. Таким образом, всего один пост занимал у меня минимум полтора часа, и однажды наступил момент, когда стало ясно — пора завязывать. Я политолог и обязан присутствовать во всех соцсетях, но, скажу честно, уже месяц у меня работает человек, на которого возложена эта функция, и которому я говорю, что и как писать. Иначе работать просто некогда».

Спартак Голиков выбрал один из самых распространенных способов бороться с зависимостью: «Моя работа связана с соцсетями, где я, в первую очередь, работаю над СММ-проектами, поэтому иногда устраиваю себе передышки. У меня есть планшет, рабочие смартфоны, но пользуюсь обычно стареньким кнопочным Nokia».

«Я почти перестал читать книги, — признается один из самых известных приморских блогеров Денис Ясенков. — И гораздо больше времени провожу в соцсетях — несколько часов в день точно. Это основной источник информации для меня — не какие-то специализированные сайты или форумы, именно соцсети, тем более что телефон всегда под рукой. А еще до переезда во Владивосток моим постоянным спутником в метро была книга».

Валерия Шаповалова, один из самых популярных инстаграм-блогеров (104 тыс. подписчиков), владелица кофеен «Пена дней»: «Человек сам решает, какую роль для него будут играть соцсети. Нельзя сказать, что это зло или замена реальному общению. В моем случае они полезны как в бизнесе (подписчики моего «Инстаграма» стали гостями моей кофейни), так и просто в качестве формата общения. Причем интересное чувство возникает, когда знакомишься с новым человеком. Часто он уже что-то знает обо мне, моей жизни, и уже сформировал определенное мнение благодаря соцсетям. А когда нет никаких знаний, никакой предыстории, знакомство ощущается совсем по-другому».

Татьяна Климкович: «У нас действительно перебор с открытостью персональных данных. Интернет — площадка, где чересчур много свободы и нет никакой ответственности. На этом переборе кто-то обжегся, кто-то кого-то опозорил, и, я считаю, здесь тоже необходимы регуляторные механизмы. А пользователю, в свою очередь, необходимо формировать внутреннюю культуру, следить за своим поведением в Сети точно так же, как не оставлять после себя газету на лавочке или бросать в урну пластиковую бутылку».

Юлия Пивненко
Источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх